КАПОЭЙРА.
|
Опубликовано: 3489 дней назад (5 ноября 2014)
|
|
Капоэйра - это уникальное боевое искусство, возникшее на территории Бразилии в эпоху колонизации. В течении многих лет капоэйра развивалась и на сегодняшний день распространилась по всему миру. Её изюминкой является неповторимое сочетание элементов борьбы, акробатики и танца под аккомпанемент традиционных музыкальных инструментов. Современная капоэйра, в отличие от её ранних форм, редко используется в боевых целях. Обычная практика — это бесконтактный бой, хотя существуют чемпионаты мира по полноконтактной капоэйре. Боевой аспект капоэйры абсолютно не похож на традиционные и восточные виды боевых искусств. Движения в капоэйре подобны танцу. В капоэйре нет жестких стоек, непробиваемых блоков и четко запланированных движений и ударов на все случаи жизни. Капоэйра это постоянное перемещение, движение, танец, уходы, увороты и резкие выпады. Основным местом проявления мастерства капоэристов традиционно остается Roda (рода - "круг") - т.н. круг людей, под хлопки, пение и игру на инструментах которых и происходит игра двоих капоэристов. Сама игра называется Jogo (джогу - "игра"). Аккомпанемент игре создает Bateria (батериа - "оркестр"), в который традиционно входят этнические инструменты Berimbao (беримбау), Pandeiro (пандэйру - "бубен"), Atabaque (атабаки - "барабан"), Agogo (агогу) и Reco-Reco (реку-реку). Музыка задаёт ритм и задает настрой и атмосферу игры в целом. Песни сочиняются специально для капоэйры. Их множество, от самых простых и коротеньких, до длинных и серьезных, рассказывающих историю капоэйры, или отражающих философию мастера, что их сочинил. Игра капоэйра происходит так: играющие и участники образуют круг, в "вершине" которого располагаются музыканты. Музыканты начинают играть на инструментах и петь, а капоэристы выходят в круг по двое и играют, сменяя друг друга. Стоящие в кругу люди подпевают музыкантам. Игра капоэйра не бой и не шоу, а нечто среднее. Когда два капоэйриста выходят в круг и начинают играть капоэйру, они не дерутся и не показывают друг другу, чьи движения красивее, просто делая их в пустоту: игроки пытаются подловить и перехитрить друг друга, сделать неожиданный удар и бросок, а удары наносятся в полсилы или просто обозначаются. В игре капоэйрист следит как за соперником, так и за собой, если он видит, что его удар достиг цели, соперник не смог увернуться, был подловлен, он смягчает удар; броски и подсечки проводятся более аккуратно и мягко, чем в реальном бою. В капоэйре сравнительно мало ударов руками: основная роль отдаётся ударам ногами. В Бразилии считается, что руки инструмент созидания, а ноги наоборот инструмент разрушения, поэтому 90% ударов в капоэйре наносятся с помощью ног. Руки же используются для защиты и опоры для некоторых ударов ногами, а так же для проведения бросков. Кроме ударов конечностями используются удары тазом и головой, часто применяются заходы за спину, присутствуют броски и элементы борьбы. И всё это вплетается в связки с использованием акробатики и обманных движений. Достоверные сведения о капоэйре начинаются с XVIII века. Капоэйра возникла в Южной Америке благодаря чернокожим рабам, которых португальцы привозили из других колоний — Анголы, Мозамбика, Гвинеи, Конго.Согласно наиболее популярной версии, капоэйра - это боевое искусство, замаскированное под танец, чтобы им можно было заниматься под носом у рабовладельцев. Другая теория утверждает, что во время ритуала инициации в народности Мукупе на юге Анголы, молодые воины племени выполняли воинственный «танец зебр» - Н'голо; этот танец якобы и есть началом капоэйры. Еще одна теория связывает Зумби (Zumbi), легендарного лидера Quilobmo dos Palmares (поселения, основанного беглыми рабами), с началом появления капоэйры. Но убедительных фактов для подтверждения какой-то одной из этих теорий до сих пор не найдено.
Александр Остропольский
#
5 ноября 2014 в 08:15
|
|
Советую прочесть Manual Pequeno от Nestor'а Capoeira. Есть перевод на русский язык. Отличное пособие для начинающих. Много ответов на многие вопросы.
|
|
Аня Павленко
#
5 ноября 2014 в 08:29
|
|
Не существует и единого мнения по поводу происхождения названия капоэйры.Согласно самой распространенной версии, слово capoeira происходит из языковой группы тупи-гуарани, к которой принадлежит язык индейцев тупи, и означает «поле, заросшее кустарником, которое расчищалось выжиганием либо вырубкой».Также многие мастера и исследователи переводят это слово как «низкая растительность» - место с низкой травой, где удобно практиковать капоэйру. Вместе с тем, с португальского языка слово capoeira переводится как «клетка для кур».Кроме того, слово capoeira может являться искаженным звучанием слов kipula/kipura из языка киконго, что означает «перепархивать с места на место», а также «бить, драться». Народ конго также использует слово kipura для обозначения человека, который в бою подражает движениям петуха во время петушиных боев. Капоэйра прошла несколько периодов развития. Основные вехи - рабство и бродяжничество. Период рабства характиризуется тяжелой работой, общими бараками для проживания, смешиванием стилей и народов. Дети рождаются в условиях рабства, в окружении разных культур. Постепенно, десятилетие за десятилетием возникала новая форма культурного проявления - танец-драка, игра, которая представляет собой смесь зажигательного ритма, африканской музыки, ударов из разных видов боевых искусств.Впервые эта гремучая смесь начала свои первые движения в штате Баия, город Сальвадор.После подписания «Золотого Закона» в 1888 году, который отменил рабство, капоэйра перешла на другой этап развития - «бродяжничества». Этот период был ознаменован выходом капоэйры на улицы, ее подхватили и развивали уличные хулиганы. Она была легким оружием. Результатом этих событий стало отождествление капоэйры с чем-то незаконным. Оно стало столь сильным, что слово «капоэйрист» превратилось в синоним слов «бродяга», «бандит», «вор». В связи с этим в 1892 году практика капоэйры была запрещена первой конституцией Бразильской Республики. В начале XIX-го столетия был издан указ об организации полицейских сил, задачей которых была борьба с капоэйристами. От этого периода в капоэйре остались воспоминания и привычка давать своим коллегам прозвища (apelido). В 1930 году военный переворот изменил политическую ситуацию в стране. Ослабли гонения и на капоэйру как на проявление народной культуры. В 1932 году в Сальвадоре Местре Бимба (Manoel dos Reis Machado) открыл первую академию капоэйры в Centro de Cultura Fisica Regional Baiano. Отсюда и произошло название одного из двух основных современных стилей капоэйры - Режионал (Regional). В 1941 году открыл свою школу основатель другого стиля , капоэйры Ангола (Angola) , Местре Паштинья (Vicente Ferreira Pastinha). Местре Паштинья и Местре Бимба считаются ключевыми фигурами, определившими развитие современной капоэйры. Если Местре Бимба отдавал приоритет боевым аспектам капоэйры, то Местре Паштинья подчеркивал ее традиционно ритуальный и игровой характер. В целом, в анголе преобладают движения, которые выполняются низко у земли. Это силовой стиль, который требует от игрока недюжинной силы, пластичности, хитрости и изворотливости. В анголе много статичных положений, замираний, зависаний в стойке на руках или голове. Ангольеру редко подымаются на обе ноги и в основном при игре опираются на 3 или 4 конечности ведя тактическое противостояние. Движения в анголе представляют как бы замедленную съемку. Капоэйра ангола сплошь состоит из уловок, хитрости и ритуальности. Перед входом роду игроки могут совершить какие-то ритуальные действия, осенить себя крестом, начертить на полу магические знаки и т.п. Атакующие действия игроков всегда скрыты и неожиданны. Игроки могут притвориться пьяными, отвлеченными от игры, но вовремя ответят действиям противника. Режионал - быстрая, динамичная и акробатическая капоэйра. В ней нет длительных статичных замираний, игроки редко опускаются на землю и совершают низкие уклоны. удары - молниеносные, а основные элементы требуют от игроков сноровки и выносливости. Обилие акробатических элементов,высоких ударов, уходов и перемещений делает этот стиль очень зрелищным и ярким.
|
|
Аня Павленко
#
8 ноября 2014 в 22:37
|
|
Существует и сравнительно молодой стиль капоэйры, который сегодня набирает популярность, это contempornea (контемпоранеа - "современная"). Этот стиль основывается как на анголе, так и на режионал, взяв от них лучшее. Игроки совершают низкие переходы и уклоны, статические зависания в стойке на руках и голове, но в то же время контемпоранеа полна акробатических движений, быстрых круговых ударов и высоких ударов.Контемпоранеа играется как под медленные ритмы, так и под быстрые. Соответственно игра может быть как скоростной режиональной, так и медленной ангольской. Капоэйра активно развивалась последние пятьдесят лет. За это время она окончательно добилась признания в Бразилии. Начали появляться соревнования и академии капоэйры. В 1972 году капоэйра официально стала национальным бразильским видом спорта. Сейчас капоэйра вышла за границы Бразилии и популярна во всем мире. Первое близкое знакомство Европы с капоэйрой датируется 1951 годом — европейским туром артистической труппы Companhia Brasiliana, а регулярное преподавание капоэйры в Европе началось в 80-х годах ХХ века. В странах СНГ первый серьёзный интерес к этому виду искусства появился в 1994 г., после выхода на экраны фильма «Только сильнейшие», с Марком Дакаскосом в главной роли. Как следствие, первыми капоэйристами в СНГ были энтузиасты,обучавшиеся по фильмам, компьютерным играм и сведениям из Интернета. Позднее капоэйристы из стран СНГ стали посещать тренировочные лагеря и семинары по капоэйре в Европе, США и Бразилии,а в СНГ с программой семинаров начали приезжать многие известные бразильские мастера капоэйры.Так,в Украине ежегодно проводятся несколько семинаров и батизаду бразильских преподавателей разных групп,и существует множество групп, как независимых, так и представляющих различные международные школы капоэйры А в 2006 году Министерством юстиции Украины была официально зарегистрирована Всеукраинская Федерация Капоэйры.
|
|
Аня Павленко
#
5 декабря 2014 в 21:31
|
|
Сорри,недоглядела сразу,что весь текст в одно сообщение не вставляется...))))Ошибку исправила)))
|
|
Сергей Бурьян
#
22 декабря 2014 в 17:59
|
|
Почему мы поем Paran ?
Много из философии и истории капоэйры записано между строк ее песен, не говоря уже о том, что часть этой истории непосредственно связана с Бразилией и ее историческим наследием. Вот почему чрезвычайно важно интересоваться смыслом песен, изучать их. Ведь их главной целью всегда было передать некое сообщение, на которое последует отзыв – сразу же или через какое-то время. Немного об историческом содержании одной из самых известных капоэйристских песен: Parana . Она отсылает нас ко временам войны в Парагвае. Но что это была за война? Она началась в 1865 году и продолжалась пять лет. В то время Парагвай был единственной страной на территории Латинской Америки, которая могла считаться независимой и находилась в активном индустриальном развитии, имела оружейные заводы. Бесплодные земли превратились в государственные плантации, которые обеспечивали работой и заработком все население. Воспрепятствовать развитию Парагвая – вот что стало непростой задачей для Англии, ведь Парагвай стал серьезным конкурентом в производстве. Бразилия и Аргентина со своей стороны были заинтересованы в том, чтобы занять земли Парагвая. 24 ноября 1864 года появилась та искра, которая разожгла войну. Президент Парагвая Solano Lpez разорвал связи с Бразилией, захватил бразильское судно Marques de Olinda и вторгся на граничащую с Парагваем территорию Мату Гроссу. В конечном итоге, после всех битв парагвайцы понесли тяжелейшие потери. 75% населения погибли, из 800,000 жителей в живых остались лишь 194,000. В результате Англия вновь вернулась на свои позиции в экономике, а Бразилия с Аргентиной получили-таки 140,000 км вожделенной земли. А что же рабы? Как они оказались вмешаны в эту войну? Белые люди, понятное дело, не очень-то хотели оказаться в самом пекле военных действий. Поэтому они создали закон, который обещал свободу черным людям, которые примут участие в войне и вернутся. Хитрые белые люди одного не могли предвидеть: большинство рабов, ушедших на войну… действительно вернулись! У этих рабов было преимущество в битве благодаря капоэйре, потому как в то время борьба шла не столько с помощью оружия, сколько в рукопашную. Возвращаясь назад по берегам реки Paran, теперь уже бывшие рабы пели: Vou dizer minha mulher, Paran Capoeira que venceu, Paran... [Venceu a guerra] Paran , Paran , Paran. Ela quis bater p firme, Paran [Ela = a guerra] Isso no aconteceu, Paran...
Я скажу моей жене, Paran Что капоэйра победила (в войне), Paran Paran , Paran , Paran. Она (война) хотела придавить нас, Paran Но этого не произошло, Paran
Хотя для Парагвая эта война обернулась трагедией, для бразильских рабов она стала важнейшей вехой в истории. Именно поэтому память о ней пронесена через века и страны в ладаиньях и корридосах.
Из книги Manuel de Querino's "Bahia of the Old Days" (1916)
|
|
|